Новости
RSS
Обратная связь
Санкт-Петербург
Экономика
История
Ленинградская битва
Петр I Великий
Наука и культура.
Достопримечательности
Знаменитые люди
Администрация города
Обратная связь
Каталог компаний
Наши партнеры

          






Яндекс.Погода


.

Знаменитые люди

Доменико Трезини

  Трезини (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария — 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.

Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра; выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выстроены Летний дворец Петра I (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко.

Поступление на русскую службу

  Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.

Кронштад

  Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.

Петропавловская крепость

  Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.

  В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота — единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.

  К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля; общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.

  Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный, иконы — А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.

  Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».

Васильевский остров

  В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра — сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).

  По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание — Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.

  Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников — М. Г. Земцов.

  Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Меньшиков Александр Данилович

  Меньшиков Александр Данилович [1673/1674, Москва (?) — 12 (23) ноября 1729, Березов, ныне Березово Тюменской области], русский государственный и военный деятель, светлейший князь, генералиссимус, адмирал, действительный тайный советник; фаворит и сподвижник Петра I.

Происхождение и начало карьеры

  Достоверных сведений о происхождении Меншикова нет (приводящиеся в большинстве справочников точные даты рождения, чаще всего 6 ноября 1673 по старому стилю, также не подтверждаются точно документами). При его жизни существовали полуофициальные версии о том, что его отец принадлежал к литовскому дворянству и, попав в русский плен, служил сперва царю Алексею Михайловичу, а затем Федору Алексеевичу, который сделал его придворным конюхом. Утверждалось также, что отец Меншикова участвовал в раскрытии заговора Ф. Л. Шакловитого. По другой версии род Меншиковых был еще более древним и его предки пришли на Русь вместе с Рюриком. Однако уже современники не сомневались в его «подлом» происхождении. Наиболее достоверным считается утверждение, что отец Меншикова имел небольшую лавку по продаже пирожков, которые и разносил его сын. Возможно также, что Данила Меншиков действительно служил в царских конюшнях, а сына пристроил к пирожнику. Подобное происхождение, а также род занятий Меншикова в детстве исключали возможность получения им образования: он умел подписываться, но вряд ли мог писать. Неизвестно также, умел ли он читать. Однако несомненно, что Меншиков был человеком способным, обладал острым умом и крепкой памятью, проявил себя талантливым администратором и храбрым военным. Его карьера началась со вступления в петровскую потешную роту, а вскоре он стал денщиком царя. В этом качестве он, по-видимому, принимал участие в событиях 1689, связанных с отстранением от власти царевны Софьи, ездил вместе с царем в Переславль-Залесский и в Архангельск, участвовал в Азовских походах. В 1697-98 Меншиков в качестве волонтера принимал участие в Великом посольстве, вместе с царем работал на Саардамской верфи, присутствовал на дипломатических церемониях.

Начало возвышения и пик военной карьеры

  По возвращении в Россию Меншиков принял активное участие в следствии по стрелецкому бунту и позднее хвастался, что отрубил головы 20 стрельцам. К этому времени он стал доверенным лицом царя, повсюду сопровождал его, занимался устройством быта Петра. В 1700 он получил первое земельное пожалование, к 1702 уже имел должность гофмейстера царевича Алексея Петровича, а осенью этого же года отличился при взятии Нотебурга (Шлиссельбурга) и был назначен комендантом крепости с поручением создать в Карелии металлургические заводы и найти место для основания корабельной верфи на Балтике, с чем Меншиков успешно справился. За участие в сражении с эскадрой адмирала Нумерса в мае 1703, в котором он командовал одним из двух отрядов, Меншиков был награжден орденом Андрея Первозванного, а после основания Петербурга стал первым губернатором будущей столицы. Под его руководством осуществлялось строительство города. В 1704 Меншиков отличился при взятии Нарвы, успешно оборонял Петербург, за что пожалован чином генерал-поручика. В 1705 он командовал русской кавалерией в Польше и был награжден польским королем орденом Белого Орла, в 1706 получил титул князя Священной Римской империи. Позднее Меншиков выиграл Калишское сражение, участвовал в битвах при Добром и Лесной, захватил ставку Мазепы Батурин, командовал кавалерией в Полтавской битве, принял капитуляцию шведов под Переволочной. По окончании военной кампании 1709 Меншиков был пожалован чином фельдмаршала и огромными земельными владениями, став одним из самых богатых людей России. В 1712-13 Меншиков командовал русскими войсками в Померании и руководил взятием Штеттина. В последующие годы участия в военных действиях он не принимал ввиду ухудшегося состояния здоровья (хроническая болезнь легких).

Личные качества и взаимоотношения с царем

  На всех должностях, на которые назначал его Петр, Меншиков проявлял себя человеком талантливым, энергичным, инициативным, смелым и настойчивым. Он в точности выполнял приказы царя и зарекомендовал себя его верным и убежденным сторонником. В окружении царя Меншиков был наиболее близким ему человеком; письма к нему Петра отличались особой сердечностью. Существует предположение, что между ними была интимная связь. Близость Меншикова к царю усилилась после 1702, когда он познакомил Петра с Мартой Скавронской, ставшей позднее императрицей Екатериной I и защищавшей перед царем его интересы. Получавший от царя все возможные награды и титулы, Меншиков отличался при этом непомерным тщеславием и корыстолюбием. Он не упускал ни одной возможности для личного обогащения, не брезговал взятками и казнокрадством. В отношениях с подчиненными Меншиков бывал резок и высокомерен. Так, считается, что именно его неосторожное поведение спровоцировало на измену украинского гетмана Мазепу. Начиная с 1711 царь стал получать сведения о злоупотреблениях Меншикова, однако на их взаимоотношениях это стало сказываться лишь несколько лет спустя. Князь оставался одним из ближайших сотрудников Петра: в 1718 он принимал участие в следствии и суде над царевичем Алексеем, был воспитателем царевича Петра Петровича. Но еще в 1714 Меншиков был одним из подследственных по делу о злоупотреблениях по различным подрядам и на него был наложен штраф примерно в полтора миллиона рублей. В 1717 началось так называемое Почепское дело, связанное с обвинением Меншикова в захвате чужих земель и закрепощении украинских казаков, ставшее предметом разбирательства в Сенате и специальных комиссиях и подорвавшее кредит его доверия у царя. Однако до полного разрыва дело не дошло: Петр снисходительно относился к проступкам своего любимца и в 1720 сделал его президентом Военной коллегии. Однако следствие над Меншиковым продолжалось вплоть до смерти царя.

После смерти Петра I

  Несколько лет после смерти его покровителя стали для Меншикова временем взлета к вершинам могущества и стремительного падения. В январе 1725 он принял активное участие в решении судьбы престола и фактически именно его стараниями на трон была возведена Екатерина I. С этого момента он стал фактически первым лицом в государстве, выступил инициатором создания Верховного тайного совета и стал фактически его руководителем. Меншиков вернул себе потерянную в 1723 должность президента Военной коллегии, претендовал на трон герцога Курляндского и собирался выдать дочь замуж за царевича Петра Алексеевича, для чего в мае 1727 добился от умирающей императрицы подписания завещания в его пользу, а также ареста противников этого плана — А. И. Дивиера, П. А. Толстого и их единомышленников. По воцарении Петра II Меншиков был произведен в генералиссимусы и полные адмиралы, было объявлено о помолвке императора с Марией Меншиковой. Однако вскоре он заболел и упустил из своих рук контроль над императором, который тяготился опекой будущего тестя; к тому же императору нравилась его тетка Елизавета, а сама Мария также была влюблена в другого. Ситуацией воспользовались представители старых аристократических родов, с которыми Меншиков пытался примириться, Голицыны и Долгорукие. В сентябре 1727 Меншикову был объявлен сперва домашний арест, а затем ссылка в Раненбург, однако вскоре над ним было учинено новое следствие и весной 1728, лишенный всех чинов и имущества, в сопровождении лишь нескольких слуг он был сослан в Березов. Здесь на руках у Меншикова умерла дочь, а вскоре скончался и он сам.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич

 В.В. Растрелли. Портрет.
В.В. Растрелли. Портрет. Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».
 

  Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700, Париж — 1771, Петербург ?), граф, русский архитектор, итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Один из величайших российских архитекторов 18 века наряду с Кваренги и Росси. Создатель «елизаветинского барокко», возникшего в результате переосмысления европейского барокко под влиянием традиций русской художественной культуры. Это яркое архитектурное направление занимает важное место в истории европейского барокко в целом.

  Образование получил в Париже, учился также и у отца — скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей.

  В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах — для Елизаветы Петровны, в Курляндии — для фаворита Анны Иоанновны Бирона, в Киеве — Андреевскую церковь (проект 1747, построена в 1748-1767 архитектором И. Ф. Мичуриным).

Ранний период творчества (1730-1740)

  По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф (1730) в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. Для этого перестраивает и объединяет в одно целое дома Апраксина и Кикина. Для Бирона строит два дворца — в Митаве и Рундале. В Рундальском дворце проявляется и его незаурядный талант декоратора.

Строительство Большого дворца в Петергофе

  В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера.

  Строительство императорских дворцов продолжается: в 1746-55 строится Большой Петергофский, в 1752-1756 — Царскосельский. Растрелли превращает петровские Верхние палаты в монументальное парадное сооружение. Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов. Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы — русты, картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом», с их украшенными золоченым рельефным декором куполами и золочеными главками. Ряд интерьеров (Парадная лестница, Танцевальный зал, Аудиенц-зал, церковь) еще до 1941 сохранял пышную барочную отделку, осуществленную по проектам Растрелли. Во время войны дворец был разрушен. С 1951 ведется его реставрация. В настоящее время восстановлена большая часть его интерьеров.

Большой, или Екатерининский, дворец в Царском селе

Царскосельский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части — каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов — циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены.

Зимний дворец

  1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию русских императоров — Зимний дворец — самый известный памятник зрелого барокко в России. В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь.

  Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.

Аничков дворец и другие

  Одновременно с императорскими дворцами Растрелли строил дворцы и для елизаветинской знати. Это здания, имевшие в плане форму букв Н или П, с курдонером, обычно не выходящим на красную линию улицы. Первым был Аничков дворец (1744-51). Впоследствии он многократно перестраивался и снаружи и внутри. Гораздо лучше сохранили почерк великого зодчего Воронцовский (1749-57) и Строгановский (1752-54) дворцы — примеры городской усадьбы елизаветинского времени. Оформление фасадов и применение архитектурного декора напоминают императорские резиденции, но они решены в ином масштабе, и, несмотря на парадность, сохраняют сдержанность и строгость, отличающие их от елизаветинских дворцов. Эффектно смотрится центральный ризалит Воронцовского дворца, выделенный полуэтажом и украшенный сдвоенными приставными колоннами и пилястрами, на которых опирается раскрепованный антаблемент. Ризалит увенчан треугольным фронтоном. Выдержанность стиля характерна и для Строгановского дворца. Фасадами он выходит на красную линию Невского проспекта и набережной Мойки. Парные приставные колонны также выделяют центральный ризалит фасада по Невскому. На них водружен разорванный лучковый фронтон с гербом Строгановых.

Культовая архитектура

  Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие русских храмов 17 в., барочного храма, с роскошным золоченым резным иконостасом — прототип для церковного зодчества Санкт-Петербурга середины 18 столетия. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь.

  Самый знаменитый из его храмов — Смольный собор (1748-1764). Растрелли создал проект всего монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым в классицистическом стиле только в 1832-35 годах.

Последние годы жизни (1762-1771)

  С восхождением на престол Екатерины II в 1762 Растрелли временно вышел в отставку — новой императрице не нравился стиль зрелого барокко. В 1763 он был уволен и уехал в Швейцарию, не завершив комплекс Смольного. По одним сведениям, он умер в Швейцарии, по другим — в Петербурге.

Елизавета Петровна

Портрет российской императрицы Елизаветы Петровны.

  Елизавета Петровна [18 (29) декабря 1709, Санкт-Петербург — 25 декабря 1761 (5 января 1762), там же], российская императрица в 1741-1761. Дочь Петра I и Екатерины I.

Детство, образование, характер

  С детства Елизавета пользовалась любовью и заботой отца, рано обучилась грамоте, учила также французский язык, основы истории, географии. По характеру была веселой, добродушной и одновременно капризной и вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. Елизавета слыла первой красавицей своего времени, обожала наряжаться, никогда не надевала одно платье дважды и строго следила, чтобы никто из придворных дам не был одет или причесан красивее ее или даже появился в платье такой же материи (после смерти императрицы в ее гардеробе было найдено около 15 тыс. платьев). При дворе строились планы относительно ее замужества. Елизавету хотели отдать то за французского короля Людовика XV, то за принца Голштинского Карла Фридриха. Были и другие кандидаты, однако в брак она так и не вступила.

Воцарение

  После смерти матери (1727) Елизавета сблизилась с императором Петром II, который, судя по всему, был влюблен в нее. В царствование Анны Ивановны положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица завидовала ее красоте и видела в ней опасную политическую соперницу. В то же время она пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого. Министры правительницы Анны Леопольдовны советовали ей как можно скорее удалить Елизавету из Петербурга, но знавшая об этих планах цесаревна 25 ноября 1741 при помощи роты гвардейцев Преображенского полка совершила государственный переворот и узурпировала власть, на которую не имела никаких прав.

Внутренняя политика

  Обстоятельства восшествия на престол отразились на елизаветинском царствовании. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Вместе с тем в конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе П. И. Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 внутренних таможен. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны. Были основаны первые русские банки — Дворянский, Купеческий и Медный; осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны; получила развитие тяжелая промышленность. В 1754 была создана новая комиссия для составления Уложения, которая завершила свою работу к концу царствования Елизаветы. Однако процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756-62).

Внешняя политика

  Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого. В 1743 был заключен Абоский мирный трактат(мир), закрепивший итоги русско-шведской войны 1741-43. В этот период руководителем русской дипломатии был канцлер А. П. Бестужев-Рюмин, делавший упор на союз с Австрией и противодействие усилению Пруссии. Это и привело к тому, что Россия оказалась втянутой в Семилетнюю войну, участие в которой легло тяжким бременем на хозяйство страны. Однако в военном отношении действия русской армии были успешны. Она одержала ряд серьезных побед, оккупировала Восточную Пруссию и даже (на короткое время) Берлин.

Характер правления. Личная жизнь

  Елизавета обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Однако активного участия в государственных делах она не принимала, лишь время от времени интересуясь внешней политикой. При рассмотрении важных вопросов нередко проявляла нерешительность и надолго откладывала принятие решений. Сразу после воцарения она, женщина религиозная, дала обет, что в течение ее царствования не будет смертных казней. Хотя это решение не получило законодательного оформления, императрица строго его придерживалась. Однако ее правление ознаменовалось несколькими шумными политическими процессами, в частности, Лопухиных (1743) и Бестужева-Рюмина (1758).

  Еще до воцарения у Елизаветы начался роман с украинским певчим А. Г. Разумовским, с которым, как считается, императрица тайно венчалась в 1742. Разумовский получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И. Шувалов, который покровительствовал просвещению. По его инициативе в 1755 был основан Московский университет, а в 1760 — Академия художеств. Правление Елизаветы было временем расцвета русской культуры и науки. В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, окончательного закрепления в русском обществе результатов петровских реформ.