![]() | |
Русский музей выдает икону XII-XIV века в храм при коттеджном поселке2009-12-02О выдаче этого образа министерство культуры ходатайствовало по запросу патриарха Кирилла. По данным СМИ, инициатором переправки хрупкой музейной иконы в «Княжье озеро» явился застройщик поселка, президент группы компаний «Сапсан» и меценат Сергей Шмаков. «В понедельник, 30 ноября реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении оптимальных условий ее хранения и возможности транспортировки в специальном киоте, обеспечивающем должный уровень температуры и влажности», — рассказал Колоев. Со своей стороны, заместитель директора Русского музея Евгения Петрова добавила, что «в музее сочли нецелесообразным выдачу этой иконы из-за ее состояния и уникальности, однако, учитывая просьбу патриарха и подчиняясь Министерству культуры, мы вынуждены выдать икону». Вместе с тем, по ее словам, «сроки экспонирования были сокращены с года до полугода». Православные святыни могут быть утрачены при передаче церкви, считает эксперт >> Решение о выдаче образа было принято по итогам работы экспертной комиссии, которая состояла из специалистов музея и Минкультуры. В прошлую пятницу они посетили храм Александра Невского, чтобы на месте оценить обстановку. Как призналась Петрова, «все условия, которые требуются, соблюдены, и придраться не к чему». Кроме того, добавил Колоев, «приход готов заключить договор с Русским музеем на оплату услуг специалистов, которые будут наблюдать за состоянием иконы и контролировать необходимый режим», — сказал Колоев. Предполагается, что икона должна оказаться на новом месте уже 5 декабря, в день, на который назначено освящение храма Александра Невского. По словам директора департамента Минкультуры, «подобные выдачи музейных реликвий являются обычной практикой музеев» и привел в пример икону «Богоматерь Донская» из Третьяковской галереи, посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, икону «Богоматерь Толгская» XVI века из коллекции Ярославского художественного музея, а также Корсунский Крест из Переславль-Залесского музея-заповедника. Все они в определенный момент выдавались на временное хранение в храмы. «Временная передача святынь древнерусского искусства осуществляется в соответствии с российским законодательством и в интересах верующих», — заключил собеседник агентства. «Богоматерь Одигитрия», именуемая «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой», датируется предположительно XII-XIV вв: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, затем утрачена и в XIV веке восстановлена псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел. До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, откуда в 1930 году ее отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства Сергея Шмакова из «Сапсана», несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала. Предыдущая дискуссия, связанная с выдачей иконы из музея в храм, разгорелась в прошлом году, когда Троице-Сергиева лавра пыталась получить в Третьяковской галерее «Троицу» Андрея Рублева для совершения торжественного богослужения. «Троица» так и осталась в музее, но тогдашний директор Третьяковки Валентин Родионов в июле 2009 года был отправлен в отставку. | |