Новости
RSS
Санкт-Петербург
Экономика
История
Ленинградская битва
Петр I Великий
Наука и культура.
Достопримечательности
Знаменитые люди
Администрация города
Обратная связь
Обратная связь

          






Яндекс.Погода


.

Директор Эрмитажа М.Пиотровский: "Виртуальные филиалы музеев бессмысленны, потому что есть Интернет"

2007-12-07
Государственный Эрмитаж, являясь крупнейшим и самым известным музеем России, создает множество разнообразных проектов и экспозиций, представляя зрителям шедевры мирового искусства различных эпох и времен. О современных тенденциях, новейшем искусстве, выставочных планах музея на следующий год и виртуальных филиалах в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Михаил Борисович, расскажите о развитии выставочной деятельности музея в Восточном крыле Главного штаба, в частности, о программе "Эрмитаж 20/21".

Программа "Эрмитаж 20/21" - это большая часть концепции развития музея "Большой Эрмитаж", которая отражает активную деятельность Эрмитажа во всем мире и в самых разных ипостасях в представлении классического искусства, представления России и нового искусства. Она также является частью общей программы развития Восточного крыла Главного штаба, где - и важно не забывать об этом - будет музей XIX-XX века. Это основное его содержание, а небольшая часть будет посвящена искусству второй половины XX века и XXI веку. У этого периода в музее нет коллекции, но у нас есть большие музейные связи и, предположительно, в течение нескольких лет мы будем в гибкой форме показывать современное искусство, привозя вещи из наших "братских" музеев (а такой опыт уже есть), получая вещи от коллекционеров и художников.

Эрмитаж всегда покупал современное искусство, но пока мы не покупаем, но надеемся, что нам будут что-то дарить, и уже есть некоторые предложения. Правда, мы не все можем принимать. Этим мы стараемся показать и выработать некий принцип того, что прилично показывать в Эрмитаже, поскольку считается - то, что прилично показывать в Эрмитаже, то хорошо.

У нас разработана целая программа, которая имеет международных советников. Кроме того, коллекционеры - как зарубежные, так и российские - могут участвовать в программе. Мы хотим выработать особый взгляд на современное искусство. Думаю, что Эрмитаж может быть тем критерием, который бы определял ту грань и степень "шарлатанства", которое присутствует в современном искусстве, поскольку у нас находится признанное великое искусство и в связи с ним можно смотреть на все остальное.

В залах Главного штаба уже сейчас можно увидеть современное искусство на выставке "Америка сегодня". Насколько успешным получилось начало программы?

Первой выставкой программы стала "Америка сегодня", потому что мы хотим показывать совершенно новые вещи. Эта выставка состоит из работ коллекции Чарльза Саачи, с которым мы подготовили целый план совместной работы, включая участие в его большом интернет-портале, где будут представлены все художники без условий и "фильтров".

"Америка сегодня" - это европейский взгляд на американское искусство, авторы работ - молодые художники, многие из которых еще не стали знаменитыми. Это американское искусство, и по-разному можно судить, хорошее оно или плохое. На взгляд многих, оно не лучше нашего, отечественного, некоторых оно раздражает, но это хороший слепок, скол, в общем перекликающийся с классическим искусством.

Отзывов много, а для нас важна реакция, интерес. Людям интересно это смотреть, а мнения положительные и отрицательные - это другая сторона, но в основном мнения положительные, и это искусство оказалось более классическим, чем можно было себе представить.

Я думаю, что выставка прошла очень успешно. Мы планируем и другие выставки в этом направлении. Оно вызывает интерес и привлекает в Эрмитаж новую аудиторию.

Вы недавно сказали, что многим городам в России не по карману организация у себя Эрмитажных центров, а как Вы относитесь к организации виртуальных филиалов музея? Необходимо это Эрмитажу?

Виртуальные филиалы делать абсолютно бессмысленно, потому что есть Интернет и Эрмитаж есть в Интернете, где можно пройтись по всем залам музея, посмотреть картины, все узнать о музее. Привезти отдельно эту программу можно, и она уже есть в примерно пятидесяти городах мира, где существуют такие виртуальные Эрмитажи, то есть на компьютерах установлена программа. Кроме того, Эрмитаж создает коллекцию дисков, которые мы дарим школам. Поэтому виртуально полностью все охвачено. Однако необходимо делать выставки хотя бы одной вещи, представлять зрителям подлинник, в этом смысл музея.

Будет ли продолжаться традиция использования чердачных помещений музея в качестве выставочных залов?

Не каждый день, но время от времени мы их используем. Точно не скажу, но в ближайшее время там будет представлена экспозиция современного искусства.

Какие совместные с музеями России и международные проекты, в том числе в своих центрах, планирует осуществить Эрмитаж в ближайшем будущем?

Музей постоянно организовывает сам и участвует во множестве выставок и проектов. Есть несколько крупных выставок, которые сейчас готовятся. Есть планы создания нескольких экспозиций совместно с музеем Виктории и Альберта в Лондоне, посвященные истории моды. Кроме того, в Лондоне мы сейчас изменили характер работы Эрмитажного центра, он будет больше ориентирован на науку, чем на выставки, как это происходит в нашем центре "Эрмитаж-Италия" в Ферраре, который открылся в этом году.

В настоящее время ведем переговоры и планируем провести исследование о совместном проекте Эрмитаж-Гугенхайм в Вильнюсе, где предполагается создать музей-центр современного искусства, который будет тесно связан с программой "Эрмитаж 20/21", поскольку у них уже есть большая коллекция видео- и мультимедийного американского искусства. Это станет и хорошей возможностью обмена и площадкой для показа нашего нового искусства.

В Эрмитаже готовятся две крупные выставки, одна - посвященная историко-культурным отношениям между Китаем и Европой, которая также покажет, насколько они взаимно влияли на мусульманское искусство в целом. Вторая расскажет о русских экспедициях в Туркестан и представит находки, которые оттуда привозились.

К нам поступает множество предложений, многим мы отказываем. Мы не собираемся охватывать необъятное, тщательно выверяем каждый шаг - насколько это полезно для престижа России и для музея.

В 2008 году будет отмечаться 100-летию Бориса Борисовича Пиотровского. В Эрмитаже наверняка планируется организация юбилейных мероприятий?

Мне не очень удобно об этом говорить - отец и сын директора, и сам директор. Отмечу, что к юбилейной дате можно подвести итоги в двух вещах - с одной стороны, тот мир Эрмитажа, в котором Борис Борисович провел всю жизнь, который его окружал. И в прессе, и в воспоминаниях зачастую создается не совсем ясная картина того, что представлял собой Эрмитаж в советский период. Люди Эрмитажа тех поколений совершенно особенные, о них можно бесконечно и много рассказывать. Сейчас идет работа над серией книг под общим названием "Хранитель", о людях, которые работали в музее, и об их роли и вкладе в российскую культуру. И, воспользовавшись юбилеем, мы решили объединить вокруг имени Бориса Борисовича рассказ о людях Эрмитажа, и том особом мире, который тогда существовал в музее.

Другая сторона - это школа Бориса Борисовича. Он создал в Армении и на Кавказе целую школу ученых, которая продолжает свою работу и сегодня. Я считаю, что необходимо помнить его вклад и вклад всего музея в развитие культуры Армении, в создание ученой школы через Эрмитаж по всей России.

На каком этапе разработка нового, дополненного регламента Дворцовой площади?

Регламент Дворцовой площади существует как приложение к общему распоряжению о проведении массовых мероприятий. Он нормальный, хотя и сейчас нарушается, так что сначала надо добиться того, чтобы он выполнялся. Сегодня, скорее, не о дополнениях идет речь, а о статусе Дворцовой площади, который вызывает беспокойство.

Решен ли вопрос о сборной выставке экспонатов российских музеев, в том числе и Эрмитажа, которую планируется представить в Лондоне, но при условии наличия необходимых гарантий? Гарантии получены?

А никто не добивается. У нас попросили выставку, мы сказали, что да, дадим, тем более что просил лично Тони Блэр. Но для того чтобы выставка поехала, существуют российские правила. Должны быть государственные гарантии, что вещи вернутся в срок и что они защищены от ареста в случае иска третьих лиц. Такие гарантии дает весь мир. Будут гарантии - выставка поедет, не будет гарантий - не поедет. Все очень просто. Это процедура не длительная, но рутинная.

Мы готовим выставку, готовим соглашение, где написано, что гарантируется своевременный возврат, мы посылаем документы в министерство культуры. Разрешение на вывоз вещей дает Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Россвязьохранкультура. Они смотрят все документы, оценивают достаточность размера страховки и считается ли данная принимающей страной гарантия юридически сильной. Если все в порядке, то выставка едет. Но пока рано говорить, едет или нет, выставка запланирована на начало февраля - время есть.


предыдущая следующая