Новости
RSS
Обратная связь
Санкт-Петербург
Экономика
История
Ленинградская битва
Петр I Великий
Наука и культура.
Достопримечательности
Знаменитые люди
Администрация города
Обратная связь
Каталог компаний
Наши партнеры

          






Яндекс.Погода


.

"Зенитная стрельба" на байконуре

2008-04-25
Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Не сегодня-завтра можно говорить о том, что международное значение космодрома Байконур существенно возросло. На 25 апреля запланирован первый запуск по совместной российско-украинской коммерческой программе "Наземный Старт". Само название проекта не только тесно перекликается с успешно реализуемой международной программой "Морской старт", но и является ее продолжением и развитием.

Обе программы предусматривают наращивание российского участия на международном рынке пусковых услуг при выводе преимущественно на стационарную орбиту аппаратов различного назначения стран-заказчиков. Так, 25 апреля в космос планируется запустят израильский телекоммуникационный спутник Amos-3.

В качестве носителей с нового комплекса на Байконуре "Зенит-М" будут стартовать модифицированные ракеты "Зенит-2" и "Зенит-3" с цифровой системой управления. Следует особо отметить, что в целом программа ракет-носителей серии "Зенит", реализуемая днепропетровским КБ "Южное" демонстрирует, как изначально правильные оценки новых тенденций обеспечивают успешное развитие всего направление на многие годы вперед.

В 60-е - 70-е годы советское ракетостроение носило подавляюще военный характер. Однако руководство СССР во время распознало и оценило мировую тенденцию увеличения массы космических аппаратов связанного с бурным развитием в конце 60-х годов спутников связи, выводимых на стационарную орбиту Земли. Вот короткая статистика.

В 1965 г. международная организация спутниковой связи "Интелсат" запустила свой первый спутник "Early Bird", массой всего 39 кг, который проработал, между тем, три года и обеспечил бесперебойную работу 240 телефонных линий между Европой и Северной Америкой. Следующий аппарат того же года - "Интелсат-1" - весил уже 68 кг. "Интелсат-2", запущенный в 1967 г., имел массу 162 кг. Заработавший в 1968 г. очередной спутник этой серии весил уже 292 кг и обеспечивал в течение 5 лет 1500 телефонных линии и 4 TV-канала.

Рывок состоялся в 1971 г. Масса спутника "Интелсат-4" резко перевалила за тонну - 1385 кг. "Интелсат-4А", стартовавший в 1975 г, весил уже более полутора тонн. "Интелсат-5", выведенный на орбиту в 1980 г, не дотянул до двух тонн всего 130 кг, а обеспечивал 12000 линий связи.

Таким образом, за 15 лет масса связных спутников возросла в 25 раз. Учитывая этот фактор, а также значение связных космических аппаратов для обороны и экономики страны, руководство СССР санкционировало в марте 1976 г. программу разработки носителя "Зенит" на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 М.

Интересно, что уже в те годы в среде главных конструкторов и партийно-советских чиновников разгорелись нешуточные споры относительно компонентов жидкого топлива для перспективного носителя. Дело в том, что двигатели маршевых ступеней боевых ракет заправлялись высококипящими компонентами топлива, в частности, несимметричным диметилгидразином - весьма токсичным соединением.

Разработчики ракеты-носителя "Зенит" настаивали на применении низкокипящего "чистого" кислород-водородного топлива, исходя из того, что число запусков ракет-носителей серии "Зенит" будет гораздо большим по сравнению с пусками боевых ракет в рамках программы испытаний и боевой подготовки.

В конечном итоге победило "чистое" направление. Современная ракета-носитель "Зенит", предназначенная для запусков с космодрома Байконур, выполнена по двухступенчатой схеме. В качестве третьей ступени используется разгонный блок ДМ SLB, разработанный в корпорации РКК "Энергия". Энергетические характеристики ракеты позволяют выводить на низкие орбиты полезную нагрузку массой до 14 т., а на стационарную - до 1,6 т.

Между тем, новый проект радует не только владельцев космических аппаратов. Развертывание серийного производства "Зенитов" для "Наземного старта", наряду с морской программой - серьезный экономический стимул для развития как украинских и российских предприятий, так и Байконура.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции