Новости
RSS
Обратная связь
Санкт-Петербург
Экономика
История
Ленинградская битва
Петр I Великий
Наука и культура.
Достопримечательности
Знаменитые люди
Администрация города
Обратная связь
Каталог компаний
Наши партнеры

          






Яндекс.Погода


.

Эрмитажный "сериал": шедевры с доставкой на дом

2008-06-18
В Эрмитаже, в Аполлоновом зале, открыта выставка одной картины: Пармиджанино, XVI век, "Обращение Савла". Это тот самый случай, когда действительно стоит, отложив все суетные дела, выбраться из дома ради того, чтобы посмотреть одну-единственную картину...

Впрочем, за редким исключением, все выставки из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" заслуживают внимания. "Шедевры " - один из самых длинных эрмитажных "сериалов". Ему уже лет пятнадцать, не меньше. Эрмитажные сотрудники придумали этот проект в самом начале девяностых, когда музеи, даже такие великие, как Эрмитаж, боролись за выживание. Идея этого музейного "сериала", на первый взгляд, проста и незатейлива: выставлять в Эрмитаже одну (изредка-две-три) картины из собраний музеев-партнеров. Ведь, в конце концов, даже сейчас не у всех ценителей живописи есть возможность бывать в Лувре, Прадо, Метрополитен-музеуме... А тут шедевры с доставкой на дом!

В названии этого цикла ключевое слово- шедевры. Порой переговоры о предоставлении того или иного шедевра для выставки в Эрмитаже приходится вести по нескольких лет. Так было, к примеру, с тициановской "Венерой", которая хранится сейчас в Национальной художественной галерее Вашингтона. Директор музея Михаил Пиотровский рассказывал, что во время одного из посещений галереи американские журналисты уговаривали его сняться на фоне какой-нибудь из картин, принадлежавших ранее Эрмитажу. Он отказался. Вопрос о картинах, проданных в тридцатые годы советским правительством, по его признанию, до сих пор остается очень болезненным. Вспоминают, что Борис Борисович Пиотровский, занимавший пост директора музея в течение 26 лет, увидев бывшие "свои" картины, не смог сдержать слез. Его сын назвал продажу произведений из эрмитажного собрания на Запад "культурным преступлением".

"Венеру перед зеркалом" выставили очень вовремя: в мае 2002 года, подгадав к визиту Джорджа Буша в Россию. Пиотровский показывал картину президентам США и России как пример сотрудничества двух стран в сфере культуры. Благодаря эрмитажному "сериалу" петербургская публика в последние годы увидела многие из проданных шедевров, которые, пусть на время, но все-таки возвращались в родные стены.

Выставка одной картины итальянского художника XVI века Пармиджанино "Обращение Савла", прибывшая из Художественно-исторического музея Вены, затевалась тоже с учетом дипломатических целей и далеко идущих планов взаимовыгодного сотрудничества. В день открытия Михаил Пиотровский и Вилфрид Зайпель, директор Венского художественно-исторического музея, подписали соглашение "О развитии долгосрочных программ сотрудничества". Это значит, что сотрудники музея смогут поработать в столице Австрии, а мы - увидеть лучшие картины из коллекции музея. Помнится, несколько лет обещали привезти из Вены в Эрмитаж поразительную "Инфанту Маргариту в розовом платье" Диего Веласкеса. Теперь появилась реальная надежда: дождемся!

Принц маньеризма

Картина Пармиджанино для обычных зрителей (кому не светит стажировка в Вене) интересна по многим причинам. Это едва ли не самый необычный и талантливый художник Италии XVI века. Кроме того, таинственная личность, чья жизнь захватывающе-интересная. Родившийся в Парме, Франческо Маццола (Пармиджанино-прозвище, означающее "малыш из Пармы") в 21 год приехал покорять Рим. Ему это удалось. Был молод, талантлив и очень красив ("лицо и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими", -писал Джорджио Вазари в своем знаменитом "Жизнеописании"). Многие современники, восхищавшиеся художником, называли его реинкарнацией Рафаэля, на которого юный художник был похож даже внешне. И в живописи Пармиджанино поначалу следовал классически ясному и чуть холодноватому в своем совершенстве искусству Рафаэля. Но затем возобладала собственная индивидуальность с нервной экзальтацией и неподражаемой странностью - как внешней, так и внутренней. Его знаменитая картина "Мадонна с длинной шеей" стала символом маньеризма. Со всеми присущими этому стилю особенностями: мистикой, преувеличенной сложностью движений, деформированными, чересчур вытянутыми фигурами, изображенными к тому же в причудливых, изломанных позах.

Но Пармиджанино переключился на алхимию и, если верить слухам, черную магию, все дальше отходя от живописи (манкировал важными заказами, что повлекло серьезные неприятности). Он изменился и внешне, превратившись из красавца с ангельской внешностью в опустившегося нелюдимого и мрачного отшельника - "бородатого, с волосами длинными и всклокоченными". В конце концов, попал в тюрьму, откуда бежал при помощи друзей. Однако вскоре после побега умер-37-ми лет от роду.

В Эрмитаже, как и во всем мире, в 2003 году отметили 500-летие художника, устроив выставку "Пармиджанино в веках и искусстве". Публике показали 140 офортов и рисунков из коллекции музея (из них только двадцать принадлежали Пармиджанино, остальные были созданы в ту же эпоху и представляли итальянский маньеризм) . А вот живописи Пармиджанино петербуржцы не видели давно. Теперь мы и сами можем посмотреть, что привиделось загадочному художнику в ртутных парах...

Зинаида Арсеньева